Многообразие увлечений Менделеева. Менделеев – педагог
Layer 1
Главная
Педагог
О МУЗЕЕ
Менделеев – педагог

Можно быть талантливым ученым, но негодным педагогом, можно быть отличным педагогом и никудышным лектором. Дмитрий Иванович Менделеев удивительным образом совмещал в себе эти три великих дара.


С осени 1861 года Д.И. Менделеев много времени посвящает интенсивной педагогической деятельности, отчасти вынужденной: преподает в СПб Университете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской Инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеев был утвержден в должности профессора химии Технологического института, где проработал до мая 1872 года.

«Сегодня лекции начинаются … Чувствую, что смогу изложить».


Дмитрий Иванович Менделеев был сторонником хорошо продуманной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности. Под этим словом я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения».


Основную задачу высшего образования Д.И. Менделеев видел в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить.


Мнения современников о Менделееве-лекторе и преподавателе были полярно противоположными, хотя народу в аудиториях, где он читал курс химии, всегда собиралось много.

Окружение
Иван Давыдович Делянов — государственный деятель, министр народного просвещения, сыгравший ключевую роль в уходе Д.И. Менделеева из ГПИ.
И.Д. Делянов
Борис Петрович Вейнберг — российский и советский физик. Еще студентом составил стенограмму лекций Д. И. Менделеева — последнего курса, прочитанного им в университете.
Б.П. Вейнберг
Иван Михайлович Чельцов — химик и педагог, один из любимых учеников Д.И. Менделеева. Работал вместе с ним над производством бездымного пороха.
И.М. Чельцов
Александр Александрович Байков — хмимк
и металлург, один из выдающихся учеников
Дмитрия Ивановича Менделеева.
А.А. Байков
Дмитрий Иванович был замечательным лектором. «Менделеев читал свои лекции совершенно необычным, глубоким и проникновенным образом... речь его лилась свободно и вдохновенно, и он проникновенно излагал самые трудные и сложные вопросы с необычайной ясностью и простотой, делая их понятными даже для недостаточно подготовленных слушателей», — писал А.А. Байков.
Б.П. Вейнберг: «Завлекала в его лекциях неизменно сопутствующая им подпочва, философская основа его научных мировоззрений, которая сквозила в широкообъемлющих формулах и глубоких анализах... Экскурсы в область механики, физики, астрономии, астрофизики, космогонии, метеорологии, геологии, физиологии животных и растений, агрономии, а также в сторону различных видов техники до воздухоплавания и артиллерии включительно, - были часты в его лекциях».
В.Е. Грум-Гржимайло: «В середине года я слушал у него (Менделеева) лекцию о воде, так медленно излагал он свой курс. Ни одного опыта. Ни одной цифры. Его двухчасовая лекция в “Основах химии” занимала всего несколько строчек. Но всю лекцию Д.И. учил нас, как надо наблюдать явления обыденной жизни и как их понимать. …Он передавал своим ученикам свое умение наблюдать и мыслить, чего не дает ни одна книга... . Педагоги, делающие из инженеров коробочку с двадцатью местами ручного багажа, боятся чего-нибудь не досказать студенту ..., недодать ему рецептов на всю жизнь... . Когда Д.И. Менделеев учил химически думать, он делал не только свою работу, не только работу всего цикла химических наук, но работу всего естественного факультета».
А. М. Никольский: «Грешным делом он /Менделеев/ мне не нравился, ни как профессор, ни как человек. ... В его манере говорить было что-то театральное, как будто он рисовался своей знаменитостью. ... Иногда он выступал так, что слушатели переглядывались друг с другом и улыбались. На одном съезде естествоиспытателей при огромном стечении публики в Актовом зале университета он говорил речь о золоте и водороде, проводя параллель между этими телами. Речь состояла в сообщении довольно элементарных сведений... Но под конец он сделал такое сравнение золота с водородом: как водород, говорил он, имеет свойство улетучиваться из герметически запертых сосудов, так и золото имеет свойство улетучиваться из запертых сундуков. Гром аплодисментов раздался по окончании этой речи. Стоявший рядом со мной Н.М. Сибирцев, впоследствии известный почвовед ..., не утерпел и заметил: “Хорошая речь для журналов ‘Шут' или 'Стрекоза'”».
Еще более резкую характеристику Менделееву-преподавателю дал Ф.Ф. Бейльштейн в письме к А.М. Бутлерову от 15 октября 1867 года: «Entre nous: Менделеев занимал кафедру технической химии, получал за это квартиру и жалованье, однако закрыл лабораторию, использовал ассистента для своих личных надобностей и уже в течение года не читал лекций по технической химии – вот это деловой подход!».

Всех учеников Д. И. Менделеева просто невозможно перечислить: они работали не только в области химии, а в самых различных областях знаний в соответствии с широкими научными интересами их гениального учителя, поэтому учениками Д. И. Менделеева можно считать химиков, физиков, метрологов, метеорологов, гидродинамиков, аэродинамиков, нефтяников, работников просвещения, экономистов, работников сельского хозяйства и людей многих других профессий, проблемами которых великий учёный занимался на протяжении своей жизни.


Уход Д. И. Менделеева из Петербургского университета в марте 1890 г. после 35 лет научной и педагогической работы был вызван отказом Министра просвещения принять переданную Д. И. Менделеевым студенческую петицию. Его уход был огромной потерей для высшей школы. «Вышел из университета, защищая и его авторитет и студенчество»,— писал Д. И. Менделеев в 1905 г.

Фотографии и документы