Можно быть талантливым ученым, но негодным педагогом, можно быть отличным педагогом и никудышным лектором. Дмитрий Иванович Менделеев удивительным образом совмещал в себе эти три великих дара.
С осени 1861 года Д.И. Менделеев много времени посвящает интенсивной педагогической деятельности, отчасти вынужденной: преподает в СПб Университете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской Инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеев был утвержден в должности профессора химии Технологического института, где проработал до мая 1872 года.
«Сегодня лекции начинаются … Чувствую, что смогу изложить».
Дмитрий Иванович Менделеев был сторонником хорошо продуманной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности. Под этим словом я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения».
Основную задачу высшего образования Д.И. Менделеев видел в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить.
Мнения современников о Менделееве-лекторе и преподавателе были полярно противоположными, хотя народу в аудиториях, где он читал курс химии, всегда собиралось много.
и металлург, один из выдающихся учеников
Дмитрия Ивановича Менделеева.
Всех учеников Д. И. Менделеева просто невозможно перечислить: они работали не только в области химии, а в самых различных областях знаний в соответствии с широкими научными интересами их гениального учителя, поэтому учениками Д. И. Менделеева можно считать химиков, физиков, метрологов, метеорологов, гидродинамиков, аэродинамиков, нефтяников, работников просвещения, экономистов, работников сельского хозяйства и людей многих других профессий, проблемами которых великий учёный занимался на протяжении своей жизни.
Уход Д. И. Менделеева из Петербургского университета в марте 1890 г. после 35 лет научной и педагогической работы был вызван отказом Министра просвещения принять переданную Д. И. Менделеевым студенческую петицию. Его уход был огромной потерей для высшей школы. «Вышел из университета, защищая и его авторитет и студенчество»,— писал Д. И. Менделеев в 1905 г.