Студенческая жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева
Layer 1
Главная
Студенчество
О МУЗЕЕ
СТУДЕНЧЕСТВО
«У нас считалось в некотором смысле предосудительным готовиться к экзаменам, и, хотя мы много работали в обычное время, в течение экзаменов все ночи напролет дулись в карты, а на тех, кто готовился к экзаменам, смотрели до некоторой степени свысока». Д.И. Менделеев.

Юный Менделеев учился в гимназии неважно, особенно плохо ему давались латынь и немецкий. Случалось, Дмитрий подбивал свою сестру Машу, вышедшую замуж за преподавателя тобольской гимназии, разузнать, о чем будут спрашивать на экзаменах.


Как бы там ни было, в июне 1849 г. Менделеев закончил гимназию. Мария Дмитриевна, оставшись к тому времени с двумя детьми, Дмитрием и Елизаветой (остальные разъехались кто куда), отправилась с ними в Москву, надеясь определить своего Дмитрия в университет. По правилам того времени Менделеев мог поступить только в Казанский университет, т. к. тобольская гимназия относилась к Казанскому учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась, что помогут связи ее брата, но этого не произошло. От предложения устроить сына в канцелярию губернатора Мария Дмитриевна категорически отказалась, поэтому весной 1850 г. Менделеевы выехали в Петербург.


Поскольку определенного призвания юный Менделеев в себе еще не чувствовал, вузы перебирались в порядке убывания их престижа. В Петербурге Менделеев предпринял попытку поступить в Медико-хирургическую академию, однако она не увенчалась успехом. Обязательным вступительным условием было посещение вскрытия в анатомическом театре, но Дмитрий не выдержал зрелища, ему стало дурно. Так впечатлительный юноша предпочел найти себе более мирное занятие.

Окружение
Иван Алексеевич Вышнеградский был
учителем химии Д.И. Менделеева.
С первых лет обучения Вышнеградский
заметил талант своего ученика и
посвособствовал его развитию
И.А. Вышнеградский
Александр Абрамович Воскресенский —
русский химик, известен как
«дедушка русской химии», был
преподавателем Дмитрия Ивановича.
А. А. Воскресенский
Михаил Васильевич Остроградский —
русский математик, академик
Санкт-Петербургской академии наук с 1830
года. Преподавал Дмитрию Менделееву.
М. В. Остроградский
Николай Николаевич Бекетов —
один из основоположников физической
химии и химической динамики. Друг
Дмитрия Ивановича со студенческих времён.
Н.Н. Бекетов

В Петербургский университет Дмитрию поступить не удалось по тем же причинам, что и в Московский. В итоге остановились на Главном педагогическом институте, который имел с Петербургским университетом не только общую крышу, но и общую профессуру, в которую входили такие известные ученые, как физик Э. Х. Ленц, биолог Ф. Ф. Брандт, математик М. В. Остроградский, химик А. А. Воскресенский.


Поступление сильно осложняло то, что в ГПИ принимали раз в два года и 1859 год был неприёмным. Помогли старые отцовские связи и знакомства и, набравший на вступительных испытаниях всего 3,22 балла, Дмитрий Менделеев 9 августа 1850 года стал студентом.

Как позже признается ученый, он «обязан Главному педагогическому институту всем своим развитием», однако первое время учеба шла тяжело. В сентябре того же года умерла мать Дмитрия – Мария Дмитриевна, весной 1852 г. – сестра Елизавета. Юный студент, оставшись один в чужом и холодном Петербурге, много болел, у него начались проблемы с лёгкими, институтский доктор даже считал, что это конец. Но, к счастью, чахотка его миновала и дела пошли на поправку. По мере выздоровления Дмитрий все больше времени отдавал учебе.
Студенческие рефераты, доклады и первые самостоятельные исследования Менделеева поразительно разнообразны по тематике: «Описание Тобольска в историческом отношении», «О школьном образовании в Китае», «Об ископаемых растениях», «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста», «Опыт исследования о грызунах Петербургской губернии», «Химический анализ ортита из Финляндии» и т. д. Уже в этих студенческих работах проявились такие важнейшие особенности творчества Менделеева, как политематичность и нацеленность на самые трудные, глобальные проблемы. В своих двух диссертациях – кандидатской («Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу», 1855 г.) и магистерской («Удельные объемы», 1856 г.) – молодой ученый ставит проблемы, которые так, как они были им сформулированы, вообще неразрешимы – ни тогда, ни сейчас. Но для него, как натурфилософа, важно было даже не дойти до цели, но как можно больше увидеть по дороге к ней.
Фотографии и документы