Основные положения социально-экономической программы Д.И. Менделеева
Layer 1
Главная
Экономист
Основные положения социально-экономической программы
О МУЗЕЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Согласно Менделееву, для выхода России из бедности и отсталости необходимо:

- развитие "промышленно-реального дела";

- продуманная протекционистская политика;

- адресные правительственные субсидии и иностранные инвестиции;

- психологическая перестройка населения - "отвлечение от узких личных стремлений, сильнее всего действующих в первичном состоянии людей";

- общее просвещение с акцентом на изучение основ естественных и технических наук;

- развитие инициативы и трудолюбия;

- предотвращение скопления труда на немногих фабриках и заводах;

- развитие инфраструктуры, прежде всего путей сообщения;

- развитие просвещенной (культурной) торговли: "стране нужны образованные купцы, а не невежественные хищники" и, наконец,

- сохранение общины в деревне с одновременным развитием там мелких промыслов, с работой (временной) в городе.

Как подметил А. Гершенкрон, "экономическое развитие в отсталых странах, таких как Россия, может рассматриваться как серия попыток найти или создать заместители тех факторов, которые в более развитых странах существенно облегчали экономическое развитие, но которые отсутствовали в России в силу ее отсталости". Практически все предлагавшиеся Менделеевым меры по материальному обеспечению стартового периода российской индустриализации представляли собой именно такие меры-заместители. То, что на Западе достигалось действительно постепенным развитием рыночных механизмов, в России осуществлялось усилиями правительственной бюрократии, которая по своему была заинтересована в модернизации страны, ибо она выступала "в роли принудителя в широкомасштабных программах, начиная с проведения земельной реформы и надзора за рабочей силой и кончая выдачей патентов и созданием корпораций. ... Именно инфраструктура, созданная в ходе индустриализации, - железные дороги, порты, дороги, каналы, медицинские и технические школы - приносила чиновничеству прямую и последовательную пользу, что заключалось как в росте масштабов государственного контроля, так и в непосредственном повышении уровня их жизни". Разумеется, Менделеев вполне осознавал все эти обстоятельства, но полагал при этом, что для возбуждения промышленного развития России можно и нужно использовать все возможные стимулы и ресурсы.

Говоря о социально-экономических взглядах Менделеева, можно выделить следующие основные принципы, составившие концептуальный каркас его работ в этой области:Говоря о социально-экономических взглядах Менделеева, можно выделить следующие основные принципы, составившие концептуальный каркас его работ в этой области:

- принцип реализма, т. е. принцип здравого смысла, стоящего над "крайностями материализма и идеализма";

- принцип эволюционности социально - экономического развития;

- принцип приоритетного развития "несельскохозяйственных видов промышленности";

- принцип абсолютного преобладания "реального" (неклассического) многоступенчатого образования, каждая ступень которого обеспечивала бы человеку средства существования;

- принцип адекватности государственного устройства внешним и внутренним факторам развития России.